Dude&Felix
ОПАСНЫЕ СВЯЗИ
О готовящейся в июле встрече митрополита Андриана
(РПСЦ) с патриархом Алексием (РПЦмп)
Сегодня, в условиях
отсутствия официальной идеологии особенно заметны маневры путинской
администрации на церковной ниве. Наибольшая активность власти проявляется в
области объединения церквей вокруг московской патриархии (РПЦ).
Так сравнительно недавно в
интернете на сайтах Одесской епархии и Одесской семинарии появилась информация
о заявлениях приписываемые новому митрополиту Московскому и всея Руси Русской
Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Андриану якобы имевших место при
встречах с иерархами РПЦ(мп). В старообрядческом сообществе сейчас об этом мало
кто знает, но изложенное в пресс-релизе выпущенным структурами МП настолько
сенсационно, что можно предположить самую бурную реакцию. В пресс-релизе
сообщается, что «…Предстоятель старообрядцев откровенно заявил о том, что у них
есть определенные проблемы с исправлением книг и канонов, а в сфере исправления
церковных книг. По его мнению, настала пора кое-что в них пересмотреть. И тут
он готов выслушать все предложения на этот счет со стороны Русской Православной
Церкви…».
Среди прочего говориться: «что
в июне у него (митрополита Андриана) запланирована встреча со Святейшим
Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе которой он и обсудит все
возникающие проблемы взаимоотношений наших церквей»
По мнению подавляющего
большинства традиционного старообрядчества, необходимость переговоров и встреч
столь высокого уровня с руководством Московской патриархии (МП) сомнительна. В
происходящем видятся другие цели, кроме тех, что заявляются официально. Как
отмечают комментаторы, интернет-форума ощестарообряческого сайта «Старая вера»,
страна идёт к созданию национальной идеологии, повторяя то, что уже было после
прихода к власти большевиков: устраняются попутчики и уклонисты. И то, что с
ПРСЦ хотят так подставить в глазах старообрядческого, да и всего христианского
сообщества, связано с необходимостью расчистки места для этой идеологии и её
носителя – РПЦ(мп).
Тема церковного диалога и
сближения в свете созидания национально-государственной идеи актуальна в сегодняшней России как никогда. Однако если
для власти нужна «единая церковь», то не всё так просто для МП. Подлинное
сближение российских религиозных сообществ, в силу исторической критики
сергианства и сервильности, как и многого другого со стороны оппонентов МП, может отодвинуть руководство МП от
реального лидерства. Поэтому патриархия предпочитает поглощать и переваривать
конкурирующие деноминации, как это было с историческим единоверием,
предварительно обездвижив жертву. Клиент должен расслабится и не мешать
перевариванию.
Так при взгляде на некоторые
итоги поездки руководителя РПЦ(з) Лавра, лидера РПЗЦ, пошедшего на контакты с
московской патриархией, можно было предположить, что задумывалось сие действо
как диалог равного с равным, т. е. переговоры предстоятеля западной (РПЗЦ)
части церкви с предстоятелем восточной (РПЦмп). Но вот то, во, что эти встречи
вылились, и как это было обставлено, заставляет лишний раз задуматься тех, кто
собирается сближаться. Сделав реверанс на белогвардейскую тему в виде
совместного моления на Бутовском полигоне в присутствии десяти тысяч
участников, которые были привезены откуда-то на спецавтобусах, патриарх Алексий отправился в
Елоховский собор, где отслужил панихиду по митрополиту Сергию (Старгородскому).
После панихиды патриарх выступил с речью о мудрости покойного: "Мы отдаем дань глубокого уважения и
благодарной памяти Святейшему Патриарху Сергию за то, что он в тяжелейших и
труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы ХХ века провел корабль церковный и
сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря". Теперь митрополиту Лавру
будет не просто объяснить своим
единоверцам на Западе, что ничего сергианского он в Москве не приметил.
Впрочем, светские
власти в свете визита президента Путина в США к Зарубежной церкви, более
РПЦ(мп) заинтересованные в сближении церквей, показали по федеральным каналам
несколько передач, со Сванидзе (и без оного), где рассказывалось о нехороших
большевиках, убивавших простых и непростых русских людей, что должно несколько
успокоить митрополита Лавра после подобных панихид.
В свою очередь патриарх на заключительном межцерковном собеседование
снова вернул митрополита Лавра с небес на землю. Встреча прошла в большом зале,
где среди цветов стоял Т-образный стол (для планёрок), который встречается в кабинетах всех руководителей СССР-России. Патриарх занял место во главе стола, а
по обе стороны стола расселись приглашённые, при этом зарубежники сели напротив
сотрудников ОВЦС. Таким образом, встречи равных не получилось, так как уровню
Лавра в этом случае соответствовал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавляющий
всего лишь один отдел патриархии. То есть протокол указывал на неравенство
встречающихся сторон и патриарх в данном случае как руководитель выступал в
роли верховного арбитра. Вконец Лавр был окончательно добит обращением Алексия:
«Приветствую представителей обеих делегаций…!», тем самым, уровняв ОВЦС с
РПЦ(З). Это действо было незамедлительно показано по федеральным каналам на всю
страну.
Можно предположить, что с
митрополитом Андрианом при встрече с патриархом Алексием поступят аналогично.
«Чёрный пиар», обкатанный опубликованием сенсационных пресс-релизов1
после визита митрополита в Одесскую семинарию, даёт основание к этому.
Собственно договорённости и предмет обсуждения возможной встречи «в верхах», по
сути, значения не имеют. Говорить можно будет о чём угодно, хоть о погоде.
Реальная задача подобной встречи заключается в нескольких фотографиях и удачно
подобранном и скомпилированном видеоряде с закадровым сопровождением и
транслированным на всю страну. Дальше останется возмущаться тенденциозностью
подачи информации.
В отношении к старообрядцам
происходящее представляется составной частью некоего проекта, целью которого
ставится нейтрализация РПСЦ как наиболее представительной деноминации,
способной привлечь традиционно (православно) настроенную часть нынешней
патриархийной паствы и недовольную нестроениями в РПЦ(мп). В этом контексте
представляются вполне логичными встречи ретро-крыла РПЦ(мп) со старообрядческим
предстоятелем, мгновенно получающие своеобразную медийную окраску.
Дискредитация может иметь два вектора:
1)
Направленный
на старообрядческую аудиторию, не приемлющую никаких книжных справ, и
призванный предотвратить объединительные процессы внутри старообрядчества
(например, зарождающийся диалог между РДЦ и РПСЦ, конфессиональные различия
между которыми полностью отсутствуют).
Сильное и единое старообрядчество, несмотря на
всевозможные миролюбивые заявления РПЦ(мп), противоречат её главному догмату о
канонических территориях. Кроме того, намного удобней иметь дело с кучкой
разрозненных деноминаций.
2)
Направленный
на новообрядцев - потенциальных кандидатов на переход в старообрядчество. Ради
сохранения целостности паствы РПЦ(мп).
Но помимо вышеупомянутых
причин церковных сближений, есть ещё и встречный ход внутри старообрядческой
митрополии. По словам Иосифа Виссарионовича, кадры решают всё! Советская
система выпестовала своеобразную генерацию людей, обладающих удивительной
способностью успешно вписаться, на первый взгляд, в абсолютно различные
системы. Не было обойдено вниманием и такое важное направление, как укрепление
кадрами руководство церквей. Выдвиженцы от власти могли одинаково успешно
трудится в РПЦ, РДЦ, РПСЦ, у беспоповцев, баптистов - далее продолжить. Обладая
внешними атрибутами конкретной конфессии, они выполняли роль, определяемую
модным ныне термином, agent of change или, по-русски, агент влияния. В
советское время такие люди выполняли представительские функции внутри церкви,
осуществляли координацию международных контактов и, соответственно, выезжали за
рубеж. В отличие от других областей, в религиозной сфере, находившейся под
особым вниманием государства, непроверенные люди от внешних контактов были
полностью оттеснены. при всей своей конфессиональной пестроте, эти люди
прекрасно ладили друг с другом и со временем образовали некое внутреннее
сообщество, действующее по своим неписаным правилам. В целом, они были
достаточно сервильны и не отличались религиозным горением. Представляется, что
именно эти кадры, унаследованные религиозными сообществами из приснопамятных
советских времён, и есть та сила, те самые каналы - agents of change,
посредством которых заказчики (власть) проводит в жизнь нужные ему решения.
В старообрядческой
митрополии, несмотря на смену предстоятеля, идея расширения контактов между РПЦ
и РПСЦ с удивительным постоянством возникает в недрах старообрядческой
митрополии. Локомотивами такого сближения и являются люди этого типа. Связано
это как с заказом «с верху» (для кого-то), так и по-человечески понятным
желанием получения «благ» вязанных с таким союзом (унией). Некоторым трудно
удержаться от соблазна, когда рядом столичное духовенство РПЦ(МП) живёт на
широкую ногу. В своё время те же причины вызвали к жизни «Окружное послание» -
понадобилось богословское оправдание дружбы с (никонианской тогда) властью.
Старообрядчество чуткое к неискренности позиции духовного руководства,
рвущегося к благам союза с главной деноминацией, отреагировало на это
«неокружническим» расколом, преодолённым лишь в советскую эпоху. Сегодня
Русская православная старообрядческая церковь вряд ли выдержит такое сближение.
В
заключении хочется заметить, что объединительные усилия государственной власти
вряд ли будут до конца успешными, но уже сейчас можно сказать, что какова бы
конкретно не сложилась конфигурация церковно-государственных отношений в
России, выиграет от этого только чиновничий аппарат, нуждающийся в
идеологическом рычаге, но не гражданское общество.
(Dude&Felix©)
Примечания:
1) P.S. Из пресс-релиза РПЦ(МП)
«... Митрополит
Андриан поблагодарил владыку Агафангела за теплый прием, оказанный ему на
одесской земле. По словам владыки Андриана, он знал, что едет сюда к друзьям.
Митрополит Андриан заявил о том, что все процессы, направленные на улучшение
отношений должны продолжаться. И он, как предстоятель старообрядческой церкви,
будет делать все возможное, чтобы уврачевать рану давнего раскола.
Владыка Андриан
подчеркнул, что, приступая к первосвятительскому служению, он имеет большое
желание открыто решать совместные проблемы, встающие перед всеми православными
людьми, в том числе и в сфере исправления церковных книг. Предстоятель
старообрядцев откровенно заявил о том, что у них есть определенные проблемы с
исправлением книг и канонов. По его мнению, настала пора кое-что в них
пересмотреть. И тут он готов выслушать все предложения на этот счет со стороны
Русской Православной Церкви.
Митрополит
Андриан проинформировал собравшихся о том, что в июне у него запланирована
встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе которой он и обсудит все
возникающие проблемы взаимоотношений наших церквей. В книге почетных гостей
семинарии митрополит Андриан сделал памятную запись о своем посещении: «Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Господь наш Иисус Христос
един. Свет Его учения просвещает всякого человека, грядущего в мир. Но пути к
Его познанию весьма различны. Дай Бог, чтобы все пути объединились и
направились в единый Храм Христов.»