Dude&Felix

ОПАСНЫЕ СВЯЗИ

О готовящейся в июле встрече митрополита Андриана (РПСЦ) с патриархом Алексием (РПЦмп)

 

Сегодня, в условиях отсутствия официальной идеологии особенно заметны маневры путинской администрации на церковной ниве. Наибольшая активность власти проявляется в области объединения церквей вокруг московской патриархии (РПЦ).

Так сравнительно недавно в интернете на сайтах Одесской епархии и Одесской семинарии появилась информация о заявлениях приписываемые новому митрополиту Московскому и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Андриану якобы имевших место при встречах с иерархами РПЦ(мп). В старообрядческом сообществе сейчас об этом мало кто знает, но изложенное в пресс-релизе выпущенным структурами МП настолько сенсационно, что можно предположить самую бурную реакцию. В пресс-релизе сообщается, что «…Предстоятель старообрядцев откровенно заявил о том, что у них есть определенные проблемы с исправлением книг и канонов, а в сфере исправления церковных книг. По его мнению, настала пора кое-что в них пересмотреть. И тут он готов выслушать все предложения на этот счет со стороны Русской Православной Церкви…».

Среди прочего говориться: «что в июне у него (митрополита Андриана) запланирована встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе которой он и обсудит все возникающие проблемы взаимоотношений наших церквей»

По мнению подавляющего большинства традиционного старообрядчества, необходимость переговоров и встреч столь высокого уровня с руководством Московской патриархии (МП) сомнительна. В происходящем видятся другие цели, кроме тех, что заявляются официально. Как отмечают комментаторы, интернет-форума ощестарообряческого сайта «Старая вера», страна идёт к созданию национальной идеологии, повторяя то, что уже было после прихода к власти большевиков: устраняются попутчики и уклонисты. И то, что с ПРСЦ хотят так подставить в глазах старообрядческого, да и всего христианского сообщества, связано с необходимостью расчистки места для этой идеологии и её носителя – РПЦ(мп).

Тема церковного диалога и сближения в свете созидания национально-государственной идеи актуальна в  сегодняшней России как никогда. Однако если для власти нужна «единая церковь», то не всё так просто для МП. Подлинное сближение российских религиозных сообществ, в силу исторической критики сергианства и сервильности, как и многого другого  со стороны оппонентов МП, может отодвинуть руководство МП от реального лидерства. Поэтому патриархия предпочитает поглощать и переваривать конкурирующие деноминации, как это было с историческим единоверием, предварительно обездвижив жертву. Клиент должен расслабится и не мешать перевариванию.

Так при взгляде на некоторые итоги поездки руководителя РПЦ(з) Лавра, лидера РПЗЦ, пошедшего на контакты с московской патриархией, можно было предположить, что задумывалось сие действо как диалог равного с равным, т. е. переговоры предстоятеля западной (РПЗЦ) части церкви с предстоятелем восточной (РПЦмп). Но вот то, во, что эти встречи вылились, и как это было обставлено, заставляет лишний раз задуматься тех, кто собирается сближаться. Сделав реверанс на белогвардейскую тему в виде совместного моления на Бутовском полигоне в присутствии десяти тысяч участников, которые были привезены откуда-то на спецавтобусах, патриарх Алексий отправился в Елоховский собор, где отслужил панихиду по митрополиту Сергию (Старгородскому). После панихиды патриарх выступил с речью о мудрости покойного: "Мы отдаем дань глубокого уважения и благодарной памяти Святейшему Патриарху Сергию за то, что он в тяжелейших и труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы ХХ века провел корабль церковный и сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря". Теперь митрополиту Лавру будет  не просто объяснить своим единоверцам на Западе, что ничего сергианского он в Москве не приметил.

Впрочем, светские власти в свете визита президента Путина в США к Зарубежной церкви, более РПЦ(мп) заинтересованные в сближении церквей, показали по федеральным каналам несколько передач, со Сванидзе (и без оного), где рассказывалось о нехороших большевиках, убивавших простых и непростых русских людей, что должно несколько успокоить митрополита Лавра после подобных панихид.

В свою очередь патриарх на  заключительном межцерковном собеседование снова вернул митрополита Лавра с небес на землю. Встреча прошла в большом зале, где среди цветов стоял Т-образный стол (для планёрок), который встречается  в кабинетах всех  руководителей СССР-России. Патриарх занял место во главе стола, а по обе стороны стола расселись приглашённые, при этом зарубежники сели напротив сотрудников ОВЦС. Таким образом, встречи равных не получилось, так как уровню Лавра в этом случае соответствовал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавляющий всего лишь один отдел патриархии. То есть протокол указывал на неравенство встречающихся сторон и патриарх в данном случае как руководитель выступал в роли верховного арбитра. Вконец Лавр был окончательно добит обращением Алексия: «Приветствую представителей обеих делегаций…!», тем самым, уровняв ОВЦС с РПЦ(З). Это действо было незамедлительно показано по федеральным каналам на всю страну.

Можно предположить, что с митрополитом Андрианом при встрече с патриархом Алексием поступят аналогично. «Чёрный пиар», обкатанный опубликованием сенсационных пресс-релизов1 после визита митрополита в Одесскую семинарию, даёт основание к этому. Собственно договорённости и предмет обсуждения возможной встречи «в верхах», по сути, значения не имеют. Говорить можно будет о чём угодно, хоть о погоде. Реальная задача подобной встречи заключается в нескольких фотографиях и удачно подобранном и скомпилированном видеоряде с закадровым сопровождением и транслированным на всю страну. Дальше останется возмущаться тенденциозностью подачи информации.

В отношении к старообрядцам происходящее представляется составной частью некоего проекта, целью которого ставится нейтрализация РПСЦ как наиболее представительной деноминации, способной привлечь традиционно (православно) настроенную часть нынешней патриархийной паствы и недовольную нестроениями в РПЦ(мп). В этом контексте представляются вполне логичными встречи ретро-крыла РПЦ(мп) со старообрядческим предстоятелем, мгновенно получающие своеобразную медийную окраску. Дискредитация может иметь два вектора:

1)      Направленный на старообрядческую аудиторию, не приемлющую никаких книжных справ, и призванный предотвратить объединительные процессы внутри старообрядчества (например, зарождающийся диалог между РДЦ и РПСЦ, конфессиональные различия между которыми полностью отсутствуют).

Сильное и единое старообрядчество, несмотря на всевозможные миролюбивые заявления РПЦ(мп), противоречат её главному догмату о канонических территориях. Кроме того, намного удобней иметь дело с кучкой разрозненных деноминаций.

2)      Направленный на новообрядцев - потенциальных кандидатов на переход в старообрядчество. Ради сохранения целостности паствы РПЦ(мп).

 

Но помимо вышеупомянутых причин церковных сближений, есть ещё и встречный ход внутри старообрядческой митрополии. По словам Иосифа Виссарионовича, кадры решают всё! Советская система выпестовала своеобразную генерацию людей, обладающих удивительной способностью успешно вписаться, на первый взгляд, в абсолютно различные системы. Не было обойдено вниманием и такое важное направление, как укрепление кадрами руководство церквей. Выдвиженцы от власти могли одинаково успешно трудится в РПЦ, РДЦ, РПСЦ, у беспоповцев, баптистов - далее продолжить. Обладая внешними атрибутами конкретной конфессии, они выполняли роль, определяемую модным ныне термином, agent of change или, по-русски, агент влияния. В советское время такие люди выполняли представительские функции внутри церкви, осуществляли координацию международных контактов и, соответственно, выезжали за рубеж. В отличие от других областей, в религиозной сфере, находившейся под особым вниманием государства, непроверенные люди от внешних контактов были полностью оттеснены. при всей своей конфессиональной пестроте, эти люди прекрасно ладили друг с другом и со временем образовали некое внутреннее сообщество, действующее по своим неписаным правилам. В целом, они были достаточно сервильны и не отличались религиозным горением. Представляется, что именно эти кадры, унаследованные религиозными сообществами из приснопамятных советских времён, и есть та сила, те самые каналы - agents of change, посредством которых заказчики (власть) проводит в жизнь нужные ему решения.

В старообрядческой митрополии, несмотря на смену предстоятеля, идея расширения контактов между РПЦ и РПСЦ с удивительным постоянством возникает в недрах старообрядческой митрополии. Локомотивами такого сближения и являются люди этого типа. Связано это как с заказом «с верху» (для кого-то), так и по-человечески понятным желанием получения «благ» вязанных с таким союзом (унией). Некоторым трудно удержаться от соблазна, когда рядом столичное духовенство РПЦ(МП) живёт на широкую ногу. В своё время те же причины вызвали к жизни «Окружное послание» - понадобилось богословское оправдание дружбы с (никонианской тогда) властью. Старообрядчество чуткое к неискренности позиции духовного руководства, рвущегося к благам союза с главной деноминацией, отреагировало на это «неокружническим» расколом, преодолённым лишь в советскую эпоху. Сегодня Русская православная старообрядческая церковь вряд ли выдержит такое сближение.

В заключении хочется заметить, что объединительные усилия государственной власти вряд ли будут до конца успешными, но уже сейчас можно сказать, что какова бы конкретно не сложилась конфигурация церковно-государственных отношений в России, выиграет от этого только чиновничий аппарат, нуждающийся в идеологическом рычаге, но не гражданское общество.

(Dude&Felix©)

Примечания:

1)  P.S. Из пресс-релиза РПЦ(МП)

«... Митрополит Андриан поблагодарил владыку Агафангела за теплый прием, оказанный ему на одесской земле. По словам владыки Андриана, он знал, что едет сюда к друзьям. Митрополит Андриан заявил о том, что все процессы, направленные на улучшение отношений должны продолжаться. И он, как предстоятель старообрядческой церкви, будет делать все возможное, чтобы уврачевать рану давнего раскола.

Владыка Андриан подчеркнул, что, приступая к первосвятительскому служению, он имеет большое желание открыто решать совместные проблемы, встающие перед всеми православными людьми, в том числе и в сфере исправления церковных книг. Предстоятель старообрядцев откровенно заявил о том, что у них есть определенные проблемы с исправлением книг и канонов. По его мнению, настала пора кое-что в них пересмотреть. И тут он готов выслушать все предложения на этот счет со стороны Русской Православной Церкви.

Митрополит Андриан проинформировал собравшихся о том, что в июне у него запланирована встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе которой он и обсудит все возникающие проблемы взаимоотношений наших церквей. В книге почетных гостей семинарии митрополит Андриан сделал памятную запись о своем посещении: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Господь наш Иисус Христос един. Свет Его учения просвещает всякого человека, грядущего в мир. Но пути к Его познанию весьма различны. Дай Бог, чтобы все пути объединились и направились в единый Храм Христов.»

Смиренный Андриан, митрополит Московский и всея Руси.»

 

 

Hosted by uCoz